11 октября в школе проводилось внеклассное мероприятие для старшеклассников «Я учусь голосовать на выборах».

Мероприятия проводились по следующему сценарию:

Я учусь голосовать на выборах (Занятие для учащихся 9-11 классов)

Цель занятия: Сформировать целостное представление об избирательном праве, видах избирательных систем

Задачи заключаются в стремлении: – поднять интерес молодежи к выборам;

– приблизить кандидата к молодежи;

– убедить в значимости собственного голоса;

– повысить политическую информированность молодежи;

– привлечь молодежь к участию в выборах и политической жизни общества.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ
Сценарий проведения занятия

 

1.Избирательное право: понятие, основные источники, принципы.

На доске вывешен агитационный материал, посвященный выборам (плакаты, листовки, календари и т.п.)

Учитель:

– Здравствуйте, ребята. Сегодня, вы видите, у нас не совсем обычный урок.

Вопросы к ученикам:

1). Как вы думаете, какой теме посвящён наглядный материал, представленный на доске?

2). А что такое выборы? Кого могут избирать граждане нашей страны?

3). Вспомните, когда последний раз проходили выборы в РФ? Кого мы избирали?

4). Участие в выборах – это право или обязанность?

5) Как характеризуются государства, в которых граждане обладают правом избирать и быть избранными?

Учитель:- Спасибо, ребята. Правильно. А теперь, прошу обратить внимание начнем
Некоторым ученикам я поручила дома выполнить определенную работу. В начале урока давайте немного «окунемся» в историю – историю выборов. Про историю возникновения выборов нам расскажет ……. (задания ученикам раздавались заранее)

1 ученик: Историческое бытие рода человеческого изобилует примерами волеизъявлений.

В Древней Греции применялось открытое голосование и тайное баллотировка с помощью жребия. “Бюллетенем” был боб, “За” – означал белый боб, “Против” – черный.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – “избирательный бюллетень”, писал на ней имя кандидата и опускал в урну.

2 ученик: История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

3 ученик: Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти -парламенты, главы государств, иногда правительства, органы местного самоуправления. Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, тенденции политической жизни. Но далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, т.е. их неявка на выборы.

 

Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему “Кого мы выбираем?”

Учитель:

– Ребята, обратите внимание на доску. На доске с помощью проектора отображен определенный перечень лиц и органов. Из этого перечня вам необходимо выделить тех лиц и те органы, которых мы выбираем.

Кого мы выбираем?

  • Дикторов телевидения;
  • министров;
  • начальников отделений милиции;
  • депутатов Государственной Думы;
  • депутатов городской Думы;
  • Генерального прокурора РФ;
  • членов Конституционного Суда РФ;
  • Президента РФ;
  • депутатов законодательных органов власти субъектов федерации;
  • членов органов местного самоуправления(советов, дум, собраний и т.д.)
  • Патриарха всея Руси;
  • директора школы.

Ученикам дается время самостоятельно определиться с вариантом ответа. После этого совместно с преподавателем даются правильные ответы. (2-3 мин)

Ответ

  • Президента РФ;
  • Депутатов парламента;
  • депутатов Государственной Думы;
  • депутатов городской Думы;
  • членов органов местного самоуправления (советов, дум, собраний и т.д.)

Преподаватель:

– Теперь перейдем к рассмотрению основных источников в области избирательного права.

Основные законы в области избирательного права и избирательного процесса:
По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

– Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;

– Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации”;

– Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”;

– Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”.
Кроме того, следует иметь в виду международные договоры, в которых закреплены мировые стандарты прав человека, в частности право участвовать в управлении своей страной:

«Всеобщая декларация прав человека»;

«Международный пакт о гражданских и политических правах»;
«Конвенция политических правах женщин» и др.

Учитель:

– Понятие избирательного права можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с выборами органов государства и местного самоуправления.

Избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Соответственно выделяют избирательное право активное и пассивное.

Преподаватель обращает внимание учеников на доску, где представлена схема: «Избирательное право».

Избирательные права граждан:

  1. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН
    (право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления). Это значит, что избирать могут все граждане, достигшие к моменту выборов 18 лет, кроме категории граждан, оговоренных в законе.

Свое активное избирательное право гражданин осуществляет, как правило, по месту жительства, расположенному в пределах избирательного округа. Однако пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Категории граждан России, лишенной избирательного права:

  1. Граждане, признанные недееспособными;
  2. Граждане, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
    2.ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН
    (право быть избранными в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления). Закон устанавливает более строгие требования к возрасту граждан для того чтобы стать кандидатом в соответствующие гос.органы и органы МСУ.
    Преподаватель:

– Принципы избирательного права закреплены в статье 3 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” как принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.

Принципы избирательного права

(Учащимся раздаются брошюры с информацией для индивидуального изучения (повторения))

ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Принцип всеобщего избирательного права и права на участие в референдуме состоит в том, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – никто из голосующих не получает преимуществ. Каждый имеет и отдает только один голос. При этом абсолютно никакого значения не имеют должность, деньги, круг знакомств.

ПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах и референдумах за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, – за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

В ряде стран, например, США избирательное право косвенное. Выборы проводятся многоступенчато – сначала граждане избирают промежуточные органы (коллегии, выборщики), а затем уже эти органы избирают выборный орган.

ТАЙНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ – исключается какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

 

  1. Избирательные системы.

Учитель:

– Под избирательной системой понимается установленный законодательством способ организации выборов представительных органов, включая методику распределения мест в этом органе, в зависимости от результатов выборов. В мировой практике сложилось несколько разновидностей избирательных систем, основными из них являются мажоритарная и пропорциональная. Слайд 20

При организации выборов по мажоритарной системе избранным признается кандидат (или кандидаты, если избирательный округ является многомандатным), получивший в свою поддержку наибольшее число голосов избирателей. Это система единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.) (Беларусь, США, Великобритания, Франция).

Разновидности:

а) система относительного большинства – избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Хотя при этом может устанавливаться определенный показатель числа голосов, являющийся минимально необходимым.

б) система абсолютного большинства – кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов (50% + 1голос).

в) квалифицированного большинства – иное большее количество голосов (2/3, 3/4 и т.д)

Пропорциональная – при организации выборов по пропорциональной системе к участию в них допускаются не отдельные кандидаты, а списки кандидатов, выдвигаемые, как правило, политическими партиями. Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов. Избирательный барьер обычно 5%. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проводятся по пропорциональной системе.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 – число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.

Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения депутатских мандатов.

Если после первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей.

После рассмотренного распределения депутатских мандатов проводится их дальнейшее распределение внутри каждого федерального списка кандидатов между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью федерального списка кандидатов (если таковая имеется). В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.

(Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия).

Учитель:

– Ребята, с целью закрепления пройденного материала, давайте ответим на вопросы:

1). Что такое избирательное право?

2). Каким бывает избирательное право?

3). Какое право называют активным? Пассивным?

4). Какие лица лишены избирательного права?

5). Какие требования выдвигаются к осуществлению пассивного избирательного права?

6). Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум?

 

Домашнее задание:

1). Изучить все записи в тетради.

2). Составить кроссворд по теме «Выборы»;

 

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  3. В.А. Ершов. Основы избирательного права права РФ: Учебное пособие для студентов вузов. – «ГроссМедиа», «Росбух», 2008.
  4. А.И. Коваленко Правоведение. 10 -11 кл. М., 1998.
  5. «Избирательное право. Избирательный процесс». Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом».- М.: НПО «Школа» – издательство «Открытый мир», 1996;
  6. Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин “Конституционное право России”.- М.: Проспект, 2008
  7. Статья: Российское избирательное право: доктрина и законодательство (Старостина И.А.) (“Конституционное и муниципальное право”, 2009, N 24) {КонсультантПлюс}

Я учусь голосовать на выборах